В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
Горячая линия для клиентов (24 часа): 8 800 500 2625
17.03.2020

Индивидуализация тарифов ОСАГО: финансовое наказание для дорожных нарушителей

В первом же чтении депутаты Государственной думы приняли поправки к Федеральному закону № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Их основная суть сводится к тому, чтобы позволить страховым компаниям увеличивать стоимость полиса для грубых нарушителей ПДД.

Но здесь есть одно существенное ограничение: надбавки могут быть выставлены только за те нарушения, которые оформляются лично сотрудниками Госавтоинспекции. Но учитывая тот факт, что около 85% штрафов выписываются на основании информации, полученной с камер видеонаблюдения, охват будет минимальным.

Стоит обратить внимание на еще одну особенность поправок. Теперь злостным нарушителям придется компенсировать потери от снижения курса рубля при оплате комплектующих для осуществления ремонта по полису ОСАГО.

Подробнее о новом законопроекте

Изначально в планах Министерства финансов РФ было увеличение в 4 раза лимита выплат по ущербу жизни и здоровью, отказ от коэффициентов мощности двигателя транспортного средства, введение коэффициента нарушений правил дорожного движения. Но депутаты Госдумы решили ограничиться таким продолжением реформы по индивидуализации тарифов страхового полиса, как дополнительное финансовое наказание для дорожных нарушителей. Причина банальная — опасение существенного роста тарифов и недовольства владельцев авто.

Без изменения остался и так называемый тарифный коридор, установленный Центральным банком России. Диапазон стоимости полиса составляет от 2746 до 4942 руб. И, согласно правкам, страховщики имеют право увеличивать цифры в указанном пределе для автовладельцев, неоднократно нарушающих ПДД.

Наиболее распространенными нарушениями считаются следующие:

l управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения;

l выезд на встречную полосу;

l существенное превышение скорости движения (на 60 км/ч и более);

l проезд на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора.

Как уже говорилось ранее, увеличение цены страховыми компаниями возможно только при оформлении штрафа инспектором ГИБДД. Данные, полученные с камер, не учитываются. Еще одно ограничение — стоимость страховки не должна превышать значение базовой ставки тарифа более, чем в 3 раза. Причем за основу берется тариф, умноженный на коэффициент аварийности, возраста-стажа, территории.

Мнения экспертов по этому вопросу

Один из авторов законопроекта — Алексей Изотов — уверен, что нововведения не станут выгодными исключительно для страховщиков. От внедрения правок выиграют еще и те водители, которые соблюдают правила дорожного движения. Также он отмечает, что, начиная с января прошлого года, средняя стоимость полиса и так снизилась на 3,7% для владельцев легковых автомобилей и на 5,3% по всем транспортным средствам. Поэтому паниковать не стоит.

По мнению господина Изотова, индивидуализация тарифов станет наиболее значимым этапом в вопросе проведения реформы ОСАГО. Ключевым условием будет право страховой компании менять тарифную политику в пределах существующего коридора и поведения автовладельца на дороге.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что увеличение стоимости ОСАГО коснется только 5-10% водителей, которые окажутся в поле зрения инспекторов ГИБДД. Да, здесь есть свои подводные камни. Например, нет официальных сведений о том, какое количество правонарушений фиксируется видеокамерами, а какое — непосредственно инспекторами Госавтоинспекции.

Если верить статистике, то в 2019 году без участия камер было вынесено только 15% постановлений — из 142,1 млн штрафов всего 20 млн. При грубом нарушении ПДД материалы сразу направляются в суд. Согласно данных судебного департамента Верховного суда:

l за пьяное вождение в суде рассмотрено около 260 тыс. дел;

l за выезд на встречную полосу наказано от 150 до 200 тыс. водителей;

l за превышение скорости более, чем на 60 км/ч, в 2019 года ответили примерно 3 тыс. автовладельцев.

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков, убежден, что внесение поправок в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» существенно не изменит показатель сборов страховыми компаниями. Кстати, в 2019 году этот показатель составил 213,9 млрд рублей. По его мнению, на сложившуюся ситуацию большее влияние имеет резкий скачок курса валют.

Эту же идею поддерживает и Петр Шкуматов, ведь львиная доля автозапчастей закупается не в национальной валюте, а в иностранной (доллары, евро). В результате страховщики столкнутся не только с ростом страховых выплат, но и с искушением установить тариф по максимально допустимому уровню. По карману аккуратных водителей это не ударит, а вот злостным нарушителям ПДД придется заплатить и за неприличное поведение на дороге, и за падение курса рубля.


Вернуться к списку новостей